Новости

Светлана Сверчкова ― PRo завтра

18.09.2013

Светлана Сверчкова, управляющий директор Mainstream Communication & Consulting, поделилась с MMR своим видением основных тенденций и трендов в PR. Ниже приводим саму статью. Читайте полный текст статьи в журнале Marketing Media Review за сентябрь-октябрь 2013 года.

Только со временем можно оценить качество перемен и дать им оценку — к лучшему ли. Но с переменами приходится считаться, иначе не удержаться в бизнесе. Какие они, изменения на рынке коммуникационных услуг нынешнего года, чего ожидать завтра?

Основные тенденции украинской экономики несомненно стали основными факторами влияния на рынок PR-услуг нынешнего года.

Более того, последние события на медиарынке приводят к опасности сокращения независимых медийных площадок, которые сегодня можно пересчитать по пальцам одной руки. Главный тренд нынешнего года — собирание медиаактивов под выборы 2015 года. Насколько известно, концентрация медиа, в том числе телевизионных, в руках двух-трех экономических групп продолжится, а все намеченные сделки могут быть завершены в конце первого или даже второго квартала 2014 года.

Вторым трендом стало продолжение перехода медиа в цифру. Через год-два цифровое вещание и в текстовом, и в телевизионном формате станет превалировать. Уже сегодня такие корпорации, как Sony, Samsung и Apple, нашли специальную платформу, которая вместит как газетный, так и телевизионный формат будет легко читаемой, мобильной «телегазетой будущего».

PR-услуги

Для рынка коммуникационных услуг год был достаточно сложным. Кто скажет иначе — слукавит. И для этого есть несколько объективных причин. Прежде всего, если еще в прошлом году в компаниях говорили о развитии коммуникационных стратегий, то в этом году бюджеты были срезаны по нескольким направлениям сразу. Причины просты — компании, работающие с конечным потребителем, решили оставить рекламные бюджеты и проводить часть BTL-активностей своими силами. При этом PR был задвинут в раздел «прочее». Сегодня, говоря о клиентах и проектах, можно вполне применить донецкую поговорку: «Дадим стране угля — хоть мелкого, но много».

Анализируя тенденции медийного рынка, можно сделать вывод, что работа в 2014 году не станет легче. Самый пессимистичный прогноз — небольшие PR-агентства свернут свою работу или будут вынуждены существенно подсократить свой штат.

Events

Сегодня event-рынок Украины, на наш взгляд, также претерпевает закономерные изменения. Хотим отметить несколько процессов, которые влияют на рынок уже сейчас и получат развитие в будущем. Основные изменения касаются типов проводимых мероприятий.

За последний год значительно выросло количество ивентов, направленных на конечного потребителя. Рынок внутренних ивентов, как и бюджеты на проведение корпоративных мероприятий сократились.

В этом году само понятие «специального мероприятия» изменилось. Некоторые компании решили вопрос просто: собрав идеи у агентств в процессе тендеров, проводят мероприятия самостоятельно. В итоге многие из них, несмотря на «склад идей», прошли год «экономно, но под знаком 90-х» (воруй идеи, они ничего не стоят). Другие считают, что выступления артиста на фоне баннера их компании является потрясающим успехом, тем более если «директору понравилось». Третьи решили «отжать» ивент-специалистов, чтобы получить изначально заявленный ивент, но за половину просчитанного бюджета. Так в нашем проф жаргоне появилось понятие «шикономить» — сэкономить на расходах, но провести с «шиком». Этот процесс вызвал волну протеста на рынке. «Мы решили продавать свои услуги только тем, кто их может оценить по достоинству», — пишет на своей странице в Facebook компания Partysons Creative Agency. Их примеру следуют все больше ивент-компаний, которые научились ценить свой креатив и свое время.

В следующем году компании продолжат сокращать затраты и экономить, поэтому тенденция проведения мероприятий своими силами продолжится и это негативно отразится на качестве мероприятий и их эффективности. Одним из решений, к которому прибегнут компании, будет наем в штат «инхаус»-ивенторов. Однако в большинстве случаев это будут люди далекие от ивент-рынка.

Стоит отметить, что ивент-рынок станет более нишевым. Многие ивент-компании уже пошли этим путем и закрепляются в определенных сегментах либо меняют направление работы. В следующем году компаниям придется сделать выбор: найти свою нишу или уйти.

Digital

В свете бума народной журналистики и блоггерства уровень доверия к соцсетям существенно вырос. В ближайшем будущем их перестанут называть новыми медиа, поскольку они будут использоваться наравне с традиционными PR-инструментами, сместив позиции официальных сайтов СМИ и компаний.

Динамика коммуникаций подтолкнет представителей брендов к более быстрому принятию решений, согласованию контента в режиме реального времени, так как актуальность информации и время на реакцию будет измеряться в минутах, если не секундах. А там, где компании и бренды станут пробуксовывать, инициативу мгновенно перехватят сами пользователи, и вернуть власть над процессом будет гораздо сложнее.

Тактика избирательного подхода к потребляемой информации со стороны читателей в следующем году усилится, поэтому спрос на визуализацию данных как способа донесения информации существенно вырастет. В 80% случаев информация притягивает внимание пользователей только благодаря наличию «цепляющей» картинки. Представление сложных процессов в виде простых картинок подкупает пользователей простотой подачи информации и способствует ее легкому запоминанию. Этот процесс станет одним из главных инструментов в борьбе за внимание современного читателя.

К слову, в последнее время в социальных сетях наблюдается тенденция украинизации корпоративного контента. Несмотря на то что в Украине по-прежнему преобладают русскоязычные СМИ, все больше отечественных компаний предпочитают общаться со своими потребителями на государственном языке, чтобы не оскорбить украинских пользователей и не нанести вред бренду компании.